Астрономия, актерское мастерство, брутальность и ссадины на лице. Радиоведущий Макс Кузнецов о старом и Новом Радио

Его узнаешь сразу. Таких голосов на радио мало. Низкий, бархатистый, богатый оттенками, интонациями, обертонами. Когда слушаешь его, в воображении возникают роскошные автомобили и лощеные денди. Это — Макс Кузнецов. Ведущий Нового Радио Орел. Один из самых опытных сотрудников Группы Компаний «F-media».

Беседуем сразу после дневного прямого эфира «Личные сообщения на Новом». Макс в неизменной бандане, задумчиво пьет кофе, поглаживая бороду. Для завершения образа не хватает трубки.

Привет, как прошел эфир?

Бодро! Очень забавные розыгрыши были, горячие приветы люди передавали, смешные шутки в комплекте — словом, всё прошло замечательно!

Сколько ты на Новом Радио?

Я здесь уже 2 упоительных года. Очень люблю эту станцию — не столько из-за музыки (я взращен на качественном иностранном роке), сколько из-за разговорных проектов. Думаю, программы «Нового» — одни из самых сильных на эфирных просторах нашей необъятной. Эталоном для меня являются, конечно, STARПерцы — Вадим Воронов, Алиса Селезнева и Сергей Мельников. Это ребята, которые делают каждое утро страны более улыбчивым, позитивным, веселым. К такой легкости в ведении надо стремиться!

Ты давно на радио?

Более двадцати годочков! В юности, естественно, никак не планировал связывать свою жизнь с радио, ведь своего, местного FM-вещания в Орле тогда не было… Поначалу решил стать продолжателем династии — отец и мама у меня профессиональные артисты, давным-давно работали в Львовском театре Советской армии. А потом, спустя несколько лет после моего рождения, переехали в Орел и устроились в театр имени Тургенева.

На актерские ставки?

— Да. И вот, когда пробил мой час, я, уже отслуживший в войсках связи под Ковровом, поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства на специальность «актер театра и кино». После вполне успешного окончания устроился в «Тургеневку», но, поработав там, не сошелся с художественным руководителем, мы по-разному видели творчество актера. Пришлось покинуть альма-матер и уйти на вольные хлеба…

Это были девяностые?

О да. Веселые девяностые! Я устроился в телерадиокомпанию Ва-Банк, там три года был диктором и ведущим программ. Пришлось… даже не меняться, а скорее, заново учиться. Потому как сценический диалог или монолог — это одно, а общение в эфире — совсем иное. Пока работал, не терял связи с актерской братией. И вот однажды мой уже бывший коллега предложил озвучить игровой рекламный ролик на радио. Пришли на одну из орловских FM-

станций, сделали запись. Через неделю — звонок. «Приходите, ваш голос всех просто очаровал»! Вот так я и попался! Походил в подмастерьях, научился монтажу, подтянул технические навыки. Со временем начал вести собственные программы, делать рекламные проекты самостоятельно.

Каким было радио тогда, в конце девяностых — начале нулевых?

Экстравагантным! Даже очень! Никто не знал, как вести эфиры, о чем говорить, что говорить! Даже на федеральных станциях всё зачастую сводилось к бестолковому подражательству иностранным студиям, а в регионах творилось такое… Словом, была огромная творческая радиолаборатория размером с самое большое государство мира!

С адреналином, как я понимаю, проблем не наблюдалось!

О да. Мы работали как одержимые, чувствуя себя первооткрывателями! Это было время поиска новых форм, время умопомрачительных взлетов, время оглушительных провалов… и безденежья! Время, когда зарплату платили бартером… Да, на заре вещания постоять пришлось!

Как обстояло дело с технической точки зрения? Тогда ведь FM-станции не располагали большими архивами аудио?

Верно. Однако еще более значительные проблемы были с носителями. Мы работали с кассетных дек, работали… да чуть ли не с винила! Потом уже пошли мини-диски, СД. Конечно, ни о каких авторских правах тогда никто не думал — можно было ставить любую композицию. Проблема заключалась лишь в том, чтобы ее достать!

О чем вы говорили в эфире тогда?

Обо всем, что в голову придет! «Что вижу, то пою»! Мы серфили (крайне медленно) интернет, тогда еще по dial-up. Всё так долго грузилось!.. Но особенно памятными были эфиры 1 января. Приходишь на студию в 6 утра, и вместе со Светланой Мирной начинаешь 6-часовой марафон в прямом эфире… пребывая, как вы понимаете, в не очень радужном состоянии! Благодарные и сердобольные слушатели привозили нам тортики, салаты со своих первоянварских столов… Такие были времена.

Что изменилось за двадцать лет?

Всё. Эволюция произошла стремительно, и тотально — в технике, в сужении экспериментального поля, выработке четких и понятных принципов работы и, конечно, планировании. Чтобы эфир был успешным, нужна большая предварительная подготовка. Перед каждыми «Личным сообщениями» на «Новом Радио» трачу не один час на разработку плана будущей программы. Какие-то вещи прописываю подробно, что-то набрасываю тезисно. Если ты к эфиру не подготовлен, он получается… пресным. Программа должна искрить от энергии, юмора, шуток. Экспромтом, с наскока ничего путного не сделать нельзя.

Как ты попал на Новое Радио?

В Группу Компаний «F-media», в состав которого входит Новое Радио Орел, я был приглашен шеф-редактором Александром Амурным. Нужен был брутальный, как мне сказали, голос. Согласился не раздумывая!

Очень многие видели баннер, на которым ты с разбитым лицом держишь в руках плакат Нового Радио. Это, как я понимаю, была реклама станции?

Первым, кого изувечили (к счастью, это сделали всего лишь гримеры), был Дима Нагиев. Жители Орла наверняка видели плакаты с ним — ими был оклеен весь город, когда Новое Радио начинало здесь свое вещание. Это уже потом лицо «разукрасили» мне! Знаете, когда ты не первый в этом деле, то не так обидно! Ну а такая «мужественная» направленность PR-хода была призвана привлечь внимание к станции представителей прекрасного сильного пола!

Раз уж мы говорим про старое и Новое Радио, не могу не спросить о будущем FM-вещания. Каким ты его видишь?

Мне кажется, что темпы и напор дикторской подачи будут расти, а само ведение — выхолащиваться. Разговорного формата станет меньше. Останутся мастодонты в этой сфере, но их будет совсем немного. Вот за это я люблю политику Нового Радио — наряду с ультрасовременным форматом оно сумело удивительным образом сохранить нечто старое, теплое, ламповое. Уверен, что мы, динозавры, стоявшие у истоков нового российского радио, не вымрем полностью. Часть останется. Вдруг понадобимся в будущем на развод себе подобных?!

Какой он — Макс Кузнецов вне радио?

Человек, обожающий астрономию. Я даже поступал в Одесский математический на астрофизику, но пагубно сказалось «плавание» по математике.

Неожиданно! Телескоп имется?

А как же! «Максутов-Кассегрен» (это такой тип оптической системы), 110-миллиметровый, хендмейд! Сам шлифовал стекло, потратил на это четыре года! К сожалению, не параболическое получилось, а эллиптическое… Еще люблю фотографию. Из путешествий привожу по 8-10 гигов. Потом долго сижу, разбираю, чтобы осталось 5-10 штук!

Критический подход!

Конечно. Но для нас, людей радио, по-другому, наверно, никак. Только придирчивое отношение к себе и своему делу рождает вещи, за которые испытываешь гордость!

Желаю твоим слушателям радости от встречи с тобой, а тебе — гордости за то, что ты делаешь в эфире!

Спасибо! Слушайте Новое радио!