Ведущий, диджей, звукорежиссер, саунд-дизайнер: Александр Амурный — универсал орловского радио

«Здравствуйте, я — Александр Амурный!» — богатый оттенками, бархатистый голос ежедневно произносит эти слова в орловском FM-эфире. Главное лицо «Нового Радио Орел» и «Радио 7 Орел» — один из легендарных и самых опытных ведущих города. Свой псевдоним он получил в начале «нулевых», когда вел программу, посвященную знакомствам. Но сменить «публичную фамилию» Александр не спешит — сантименты.

Встречаемся в одной из студий Группы Компаний «F-media» — холдинга, транслирующего в Орле сигналы шести радиостанций. Говорим… о радио, конечно — этапах развития региональных FM-станций и особенностей рынка радиорекламы: мало кто знает, что Амурный — один из ведущих звукорежиссеров Орла, автор и продюсер десятков великолепных рекламных и нерекламных проектов.

Людей, подобных тебе, называют универсалами: трудно сказать, чего ты не умеешь в сфере радиопродакшн. Как ты таким стал?

Мне повезло. Я работал на нескольких станциях, занимался продакшн в рекламных агентствах, был звукорежиссером в крупной корпорации, работал видеомонтажером на ТВ…

Ты самоучка?

Верно. Самообразование удел всех региональных радийщиков. И многих столичных, кстати. Мы росли вместе с радио, в эпоху его становления. Я застал времена «доинтернетной» истории радио.

В начале 2000х?

Да. Всё было очень сурово тогда. Информацию для программ мы брали… из газет и журналов! Была гигантская проблема голосов — все региональные рекламы начитывались одними и теми же людьми. Случался большой праздник, когда заказчик приносил федеральный ролик, радовавший неорловским, «новым» голосом. Звук писался на дешевый микрофон, на самые простые программы, о плагинах тогда никто и не слышал! Ни эффектов, ни придания объема, ни других преобразований… Была простейшая обработка. Амплитуда, нормализация, эквализация… и все!

А что с опытом «старых мастеров»? Ведь в начале «нулевых» в Орле было сильно проводное радио.

Специалисты старой, советской школы не могли и не очень хотели идти на новые FMстанции. Ведь нужно было осваивать непленочный монтаж, по иному подходить к ведению программ. На FMрадио тогда пришли молодые энтузиасты, которые действовали по наитию, учились на примерах федеральных форматов. Догадываюсь, что проблемы были и с музыкой для подложек программ и роликов?

Еще какие! Покупались… аудиокассеты. Через магнитофон аудио захватывалось в постоянно виснущий компьютер. Из песен вырезались фрагменты, которые не содержали голоса исполнителя, их использовали их как подложки под тексты рекламных роликов… а что было делать?

А как же авторские права?

О них тогда никто не думал! И за их нарушение никого не наказывали. РАО набрало силу только в конце 2000х. А до этого вся страна была настоящей пиратской бухтой! Заказчик мог прийти, потребовать, чтобы текст о его компании напели на минусовку группы ВИАГра и все это месяцами звучало в эфире без каких-либо последствий. Я лично ездил на Горбушку за дисками — c программами, библиотеками, музыкой… Лицензированная продукция? Нет, не слышали!

Появление интернета совершило большой прорыв в радиопродакшн?

Революцию! Конечно, случилась она не в те дни, когда интерет был невероятно дорог и доступен через телефонную пару… Немногим позже. Что это дало?

  • Вопервых, у нас появился доступ к музыкальным и шумовым библиотекам.
  • Вовторых, к программному обеспечению.
  • Втретьих — к банкам дикторских голосов.
  • Вчетвертых, к разноплановой обучающей информации — по монтажу, ведению, работе с голосом и манерой речи… И мы постоянно учились, помня времена дефицита информации и осознавая ее ценность. Сейчас молодые люди воспринимают доступность знаний как должное и потому многие процессы роста обесцениваются…

Что скажешь об эволюции софта?

По сути софт мало изменился. Появились новые версии, обновления. Но функционал остался прежним. Это как буквы в письме. Века прошли, появились принтеры, а принципы составления текста остались прежними.

Ты с усмешкой рассказываешь о радио 15 летней давности. Как ты думаешь, над чем будут смеяться через 15 лет, рассказывая о сегодняшнем радиопродакшн?

Над нынешней модой на дефекты речи.

Поясни.

Долгое время предпочтение на радио отдавалось красивым низким голосам. Их еще называют «ревом морского котика». По распространенному мнению, такие голоса вызывают доверие, придают ролику ощущение солидности. Был спрос и на приятные низкие женские голоса. Но в последнее время всё поменялось. Сейчас заказчики все чаще предпочитают абсолютно нестандартные голоса, зачастую с дефектами дикции, считая, что такое звучание придает большую «жизненность», реалистичность. Этот тренд начали диктовать… гиганты рынка — Yota, McDonald’s, Apple. Рекламу этих компаний зачастую озвучивают известные спортсмены, у которых далеко не идеальное говорение. Что еще из сегодняшнего радиоэфира невозможно было бы представить 34 года назад?

«Хайповые» ролики. В них может отсутствовать логика или смысл, их задача — привлечь внимание, войти в консонанс с мемами и хайповыми темами. Зачастую они не рекламируют товар или услугу, а направляют слушателя на сайт или страницу в соцсети. Сегодняшние ролики стали более «плотными», быстрыми. Рекламное время дорожает, а рекламодатель научился считать деньги.

В чем трудность работы с заказчиком в Орле?

В том, что, несмотря на сказанное выше, некоторые заказчики воспринимают радиорекламу крайне анахронично. Забавно, что многие до сих пор мыслят категориями «нравится не нравится». Люди уверены, что, если ролик пришелся им по душе, он обязательно будет эффективным…. Так что очень много сил уходит на доказывание нашей позиции. Этим занимаются и наши менеджеры, и мы, творческий отдел. Приходит на ум метафора про хирурга и пациента, который учит его делать операцию. Комично? Но в вопросах радиопродакшн подобные ситуации нередки.

В холдинге, в котором ты работаешь, продакшн поставлен на поток. Но эфир изобилует качественными, интересными, забавными роликами. Как сохраняешь свежесть восприятия, откуда черпаешь силы и вдохновение?

Для меня источник, как ни странно, федеральная реклама. Причем зачастую это видеоролики на ютубе, к примеру. Они там зачастую по полторыдве минуты длительностью, но, когда реклама возникает при просмотре фильма, я не нажимаю кнопку «пропустить» настолько она бывает хороша и оригинальна. Подмечаю тенденции, перенимаю ритмы, концепции, стиль.

Что еще в трендах сегодня?

Орловские рекламодатели все чаще заказывают музыкальные ролики. Люди понимают, что музыкальный мотив, стихи отлично запоминаются. Мне и моему другу и коллеге Дмитрию Кузину постоянно заказывают рекламу в стиле рэп. Подобное и на федеральных станциях, там масса песенных роликов. Да, себестоимость музыкальной рекламы в разы выше, чем игровой или информационной, но радиопродакшн в целом сравнительно недорог.

Последний вопрос, который не могу не задать. Ты — один из немногих высококлассных профи, которые не уехали в столицу. Почему остался в Орле?

Потому, что мне нравится этот город и компания, в которой я работаю. К тому же, чтобы получать хорошие заказы на аудиопродакшн, уже не нужно жить в Москве. Сегодня все студии и мастера работают удаленно. Голосом Чонишвили может быть озвучен ролик владивостокской компании, произведенный в Казани. Для заказчика из Европы и США неважно, в каком городе России живет человек, делающий саунддизайн к его фильму или русскую аудиоверсию рекламы на радио. Я — свободный человек! Наверно, поэтому я абсолютно счастлив!